Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Приморский край г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 101, каб. 401 — 408,411,413 индекс 692519
Наш адрес
8 (4234) 33–82–86
dumaussur@mail.ru

Приемная

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ

10.01.2018

С 1 января 2018 года упрощен порядок подачи уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

 

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченные в соответствующей сфере деятельности органы государственного контроля (надзора).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими, например, предоставление гостиничных услуг, общественного питания, производство текстильных материалов, швейных изделий, обработку древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели, производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, производство средств индивидуальной защиты, демонстрацию кинофильмов и др.

Согласно п. 6 действовавших до внесения изменений Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», уведомление подается до начала фактического выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту предполагаемого фактического  осуществления деятельности.

Однако Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2017 № 1500 «О внесении изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» внесены изменения, вступающие в силу с 01 января 2018 года, согласно которым исполнить установленную обязанность юридическое лицо или индивидуальный предприниматель смогут в любом уполномоченном органе или МФЦ, а не по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг).

О разделе имущества, приобретенного или построенного с использованием средств материнского капитала

 

Семейным Кодексом Российской Федерации установлено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся доходы каждого из супругов, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи (ст. 34 СК РФ).

В силу ст.ст. 38, 39 СК РФ разделу между бывшими супругами подлежит общее имущество, нажитое ими во время брака, к которому, в том числе, относятся полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям.

Одной из целей использования средств материнского капитала законодатель определил улучшение жилищных условий (приобретение (строительство) жилого помещения), с последующим оформлением в общую собственность родителей, детей с определением размера долей по соглашению.

Причем доли должны быть распределены на всех детей, а не только на тех, после рождения которых государство предоставило возможность получить выплату.

Таким образом, средства материнского капитала имеют целевое назначение и не являются совместно нажитым имуществом супругов.

Поскольку в силу закона дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала, жилье подлежит разделу между супругами с учетом прав всех детей на его доли, а не пополам.

 

 

Установлена процедура внесения авиадебоширов в реестр лиц, ограниченных к воздушной перевозке

 

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 05.12.2017 № 376-ФЗ в Воздушный кодекс Российской Федерации, который дополнен статьей 107.1, регламентирующей процедуру отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

Теперь перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении такого договора пассажиру, если он внесен данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена.

О факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна), либо преступления, предусмотренного пунктом «в» части первой статьи 213 УК РФ (хулиганство на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) или статьей 267.1 УК РФ (совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств), и совершенного на борту воздушного судна, командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика.

Копия такого документа, которым командир воздушного судна информирует руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика, вручается пассажиру воздушного судна до покидания им воздушного судна.

Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, может быть обжаловано пассажиром в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внести таких пассажиров в реестр «авиадебоширов» возможно не более чем через 30 дней после вступления в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания или приговора суда.

Исключить пассажира из указанного реестра необходимо по истечении 1 года также с даты вступления в силу административного постановления либо приговора суда.

В законе установлены исключения, когда пассажиру, внесенному перевозчиком в реестр, не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.

Например, если этот пассажир возвращается в Россию из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого является воздушная перевозка. Допустят на борт судна, если такой гражданин следует к месту лечения или обратно, сопровождает инвалида к месту лечения или обратно, направляется на похороны члена семьи или близкого родственника или обратно. Названные обстоятельства необходимо подтвердить документально.

Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.

Настоящий Федеральный закон вступит в силу с началом летних отпусков – 04.06.2018.

 

 

Районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда

 

В своем постановлении от 07.12.2017 № 38-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Так, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, отметил Конституционный Суд РФ.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. При вышеприведенных обстоятельствах гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, было бы нарушено.

Кроме того, конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, оказались бы не реализованными.

При этом соответствующие положения Трудового кодекса РФ Конституционным Судом РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

 

Увеличен срок подачи заявления о возврате излишне взысканных платежей в бюджет

 

Соответствующие изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 322-ФЗ, вступили в силу 14 декабря 2017 года.

Статья 78 НК РФ дополнена новым пунктом, в соответствии с которым правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, подлежащих возврату иностранной организации, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение 6 месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение 1 месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Одновременно увеличен срок, в течение которого можно подать заявление в налоговую инспекцию о возврате излишне взысканных платежей в бюджет.

Теперь названное заявление может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. В случае, если факт излишнего взыскания налога подтверждается, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Ранее реализовать соответствующее право можно было только в течение 1 месяца. Срок исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него соответствующих сумм.

Одновременно названным Федеральным законом исключен специальный 3-летний срок для обращения в суд с исковым заявлением о возврате излишних платежей в судебном порядке.

 

 

О недобросовестном процессуальном поведении

 

Частью 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Верховный Суд Российской Федерации на примере конкретного дела разъяснил, что в случае отклонения действий участвующих в деле лиц от добросовестного поведения суд обязан дать надлежащую правовую оценку таким действиям и при необходимости вынести этот вопрос на обсуждение сторон.

В ходе рассмотрения гражданского дела по иску о применении последствий недействительности ничтожной сделки ответчик против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Вместе с тем, после принятия решения судом первой инстанции ответчиком была подана апелляционная жалоба на это решение, содержащая доводы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и о пропуске срока исковой давности.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации, проверяя законность выводов суда апелляционной инстанции, следовало дать оценку вопросу о соответствии изменения ответчиком своей процессуальной позиции требованиям добросовестности, предприняв меры к выяснению оснований для такого изменения.

Однако это судом апелляционной инстанции сделано не было.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла допущенные нарушения норм права существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

 

 

О защите прав потребителей путем направления претензии

 

Наибольшую категорию споров, рассматриваемых судами, составляют споры о защите прав потребителей. Указанные отношения регламентируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее также – Закон). При этом зачастую спор между потребителем и второй стороной может быть разрешен путем его досудебного урегулирования, то есть путем направления потребителем претензии лицу, продавшему некачественный товар (оказавшему некачественную услугу).

Претензия - это письменное изложение требований потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) в связи с обнаружением недостатков в товаре (работе, услуге) или ненадлежащим исполнением продавцом (изготовителем, исполнителем) своих обязательств по договору. Претензия составляется в свободной форме, однако для помощи потребителю предлагается краткая информация по составления претензии.

Претензия состоит из адресной части и содержания.

В адресной части претензии необходимо указать:

  1. Получателя претензии, то есть кому она направляется: наименование продавца (изготовителя, исполнителя), адрес его места нахождения, телефон, адрес электронной почты (если он известен). Реквизиты продавца (изготовителя, исполнителя) могут быть, например, указаны в чеке или квитанции за товар (работу, услугу). Адрес места нахождения юридического лица - продавца (изготовителя, исполнителя) можно узнать также по номеру ИНН (или ОГРН) на официальном сайте Федеральной налоговой службы России.
  2. Отправителя претензии: ФИО потребителя, адрес места жительства с почтовым индексом, контактный телефон, адрес электронной почты.

Содержание претензии.

В тексте претензии последовательно отражается следующее:

  1. Когда, где и по какой цене приобретен товар (оформлен заказ на работу, услугу). Указывается документ, подтверждающий приобретение товара (оформление заказа на работу, услугу).

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона).

  1. Когда и какой недостаток товара (работы, услуги) был обнаружен и как он проявляется либо какие иные нарушения своих обязательств по договору допустил продавец (изготовитель, исполнитель), например, нарушение сроков передачи товара, выполнения работы или оказания услуги.
  2. Положения закона, на которых потребитель основывает свои требования. В зависимости от обстоятельств дела заявитель вправе основывать свои требования на гражданском законодательстве и законодательстве о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1 Закона).
  3. Требования потребителя (например, о возврате денежных средств, безвозмездном устранении недостатков, направлении письменного ответа на претензию).
  4. Перечень документов, на которых потребитель основывает свои требования (например, кассовый или товарный чек, договор, акт приемки-передачи). Копии указанных документов целесообразно приложить к претензии.
  5. Дата и личная подпись потребителя.

Направление претензии и срок ответа на нее.

Направить претензию продавцу (изготовителю, исполнителю) можно следующими способами:

  1. Личное вручение. Целесообразно изготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием ФИО и должности, а также дату принятия претензии и (при наличии) печать продавца (изготовителя, исполнителя).
  2. Почтовое отправление. Рекомендуем направить претензию по адресу продавца (изготовителя, исполнителя) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит вам подтвердить дату ее получения адресатом.

По законодательству письменно отвечать на заявления граждан в фиксированные сроки обязаны только государственные органы и органы местного самоуправления. В отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей такие требования отсутствуют. Формально продавец (изготовитель, исполнитель) не обязан давать мотивированный ответ на вашу претензию.

Однако продавец (изготовитель, исполнитель) должен исполнить требования потребителя в определенные сроки, например, возвратить денежные средства - в течение 10 дней, обменять некачественный товар - в срок от 7 дней до месяца в зависимости от ситуации. Поэтому подтверждение даты вручения претензии продавцу (изготовителю, исполнителю) важно для исчисления сроков исполнения требований и взыскания штрафов с продавца (изготовителя, исполнителя).

В случае обращения в суд и вынесения решения в пользу потребителя с продавца (изготовителя, исполнителя) за неисполнение требований в добровольном порядке взыскивается штраф в размере 50% присужденных истцу сумм.

Кроме того, предварительное обращение с претензией к продавцу товаров (исполнителю работ, услуг) требуется, как правило, если гражданин намерен обратиться в Роспотребнадзор с целью проведения им внеплановой проверки продавца (изготовителя, исполнителя).

 

 

 

 

О допуске детей в образовательное учреждение, туберкулинодиагностика которым не проводилась

 

Проба Манту - это метод исследования, с помощью которого оценивают реакцию организма на попадание в него антигена возбудителя туберкулеза. Такая проба делается не для выработки иммунитета к возбудителю туберкулеза, а для того, чтобы оценить наличие этого иммунитета у ребенка.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей и т.д.

Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В соответствии с положениями статьи 11 приведенного Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 77-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (преамбула).

Пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона № 77-ФЗ закрепляют обязательное условие при оказании противотуберкулезной помощи гражданам - наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 данного закона и другими федеральными законами.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет: временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 60 от 22.10.2013, утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее Правила), которые устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).

Согласно пункту 1.3 этих Правил их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Проба Манту проводится 2 раза в год детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза (пункт 5.2 Правил).

Изложенные требования действующего законодательства не ограничивают право на образование в Российской Федерации, гарантированных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вместе с тем дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию (школа, детский сад) при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания (пункт 5.7 Правил).

  Учитывая изложенное, при отсутствии соответствующего заключения врача-фтизиатра ребенок может быть не допущен в образовательную организацию.

 

 

 

Отказ работодателя в заключении трудового договора

 

Статьей 67 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Согласно статье 68 Трудового кодекса прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

Зачастую в практике встречаются ситуации, когда работодатель принимает на работу и допускает к работе работника, не оформляя при этом с ним трудовой договор и не издавая приказ о приеме на работе, мотивируя это тем, что работнику устанавливается испытательный срок, по истечению которого трудовые правоотношения будут оформлены надлежащим образом.

Следует разъяснить, что подобные действия (бездействие) потенциального работодателя незаконны и не только образуют состав административного правонарушения для работодателя, но и могут повлечь неблагоприятные последствия для самого работника.

Возможные нарушения прав работника заключаются в следующем: заработная плата выплачивается наличными в конверте или из кассы предприятия, официально не фиксируясь в отчетных документах; при этом отчисления на обязательное медицинское страхование и на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ работодателем не производятся. Указанное лишает работника, так называемого, социального пакета: оплаты временной нетрудоспособности, оформления полиса медицинского страхования, пенсионного обеспечения. При наступлении несчастного случая работник вообще рискует остаться один на один со своей проблемой, поскольку работодатель в таких случаях предпочитает остаться в стороне, что избавит его от штрафов со стороны контролирующих и надзирающих органов, а также обязанности возместить работнику затраты на лечение и причиненный ему вред.

Тем не менее, действующее законодательство позволяет работнику обратиться лично либо через своего представителя с жалобой в Государственную инспекцию труда или прокуратуру, а также в суд с исковым заявлением об установлении факта осуществления трудовой деятельности и взыскании с работодателя заработной платы, а также иных, причитающихся платежей. В последнем случае обязанность доказать соответствующие обстоятельства будет возложена на истца, т.е. работника или его представителя в судебном процессе.

По факту выявленных нарушений в отношении работодателя возможно возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 5.27 КоАП РФ (уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем), за совершение которого налагается административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, в случае обращения работника в суд, работодатель, при доказанности факта работы, также понесет и гражданско-правовую ответственность.

 

 

Право пользования несовершеннолетним жилым помещением, если он зарегистрирован в этом помещении, но при этом фактически там не проживает

 

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны осуществлять защиту их прав (п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ). Из данных норм следует, что право несовершеннолетних детей на проживание производно от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права, в том числе на вселение в жилое помещение и проживание в нем. На практике ребенка регистрируют по месту жительства родители, которые являются либо членами семьи собственника, либо членами семьи нанимателя по договору социального найма. В рассматриваемых спорах несовершеннолетний не имеет права собственности в отношении жилого помещения, но наделен иными имущественными правами, в частности, правом проживания в нем.

Право пользования жилым помещением граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, регламентировано в ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), из которой следует, что члены семьи собственника имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской  Федерации» разъяснены положения ст. 31 ЖК РФ, в том числе, указано, что  в силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Суды при рассмотрении споров о признании несовершеннолетнего утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением устанавливают следующие обстоятельства: является ли ребенок членом семьи собственника помещения, имеются ли семейные отношения; проживал ли он когда-либо в данном жилом помещении.

На практике встречаются случаи, когда ребенок был зарегистрирован по месту жительства одного родителя, а фактически проживал со вторым в другом месте. Законом это не запрещено, поэтому суды указывают, что проживание ребенка с одним из родителей не служит основанием для признания его утратившим право пользования иным жилым помещением, которое установлено его родителями в качестве постоянного места жительства. И даже после смерти родителя, по месту жительства которого ребенок был зарегистрирован, но не проживал, суды отказывают в исках о снятии с регистрационного учета, в том числе указывая на то, что в силу своего несовершеннолетнего возраста ребенок не может самостоятельно осуществлять свои права, включая и право на выбор места жительства (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу № 33-47298/2015).

В целом следует отметить, что при разрешении споров о признании несовершеннолетнего утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением всегда имеет значение установление прав родителей на проживание в спорном помещении, поскольку право ребенка производно от прав родителей. В случае, если такое право у родителя имелось на момент постановки ребенка на регистрационный учет и не прекращено на момент спора (добровольная перемена места жительства, отсутствие семейных отношений и др.), то в иске будет отказано.

В случае если такое право было прекращено и регистрация ребенка носила формальный характер (он длительный период не проживает в спорном жилье), то требование истца будет удовлетворено. Во всех случаях суды отказывают в иске, когда ребенок был законно зарегистрирован по месту жительства одного супруга, а по факту проживает с другим, поскольку в данном случае несовершеннолетний не проживает в спорной квартире по независящим от него обстоятельствам и в силу возраста не может самостоятельно реализовать свои жилищные права и обязанности.

 

 

Гарантии донорам крови

 

Согласно действующему законодательству Российской Федерации максимальное допустимое число кроводач в год составляет у мужчин - 5, у женщин - 4. Интервал между кроводачей и последующей кроводачей должен составлять 60 дней, а интервал между кроводачей и плазмаферезом - 30 дней. Ограничения количества кроводач относятся к ограничениям в отношении донации крови, но не в отношении донации плазмы крови или иных компонентов донорской крови.

После каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови. При сдаче крови работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Иные условия предоставления гарантий и компенсаций работнику в зависимости от количества донаций законодательством РФ не предусмотрены.

Предоставление гарантий и компенсаций обусловлено осуществлением работником сдачи крови либо прохождением соответствующего медицинского осмотра, что должно быть подтверждено документально.

Так, факт сдачи донором крови и связанного с этим медицинского осмотра удостоверяется соответствующей медицинской справкой. Справка оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации.

Кроме того, приказом Минздрава России от 26.04.2013 № 265н  установлено, что замена бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов (по установленному пищевому рациону донора крови и (или) ее компонентов) денежной компенсацией возможна в случае донации крови и (или) ее компонентов с использованием мобильных комплексов заготовки крови, в случае донации крови и (или) ее компонентов в помещениях, предоставленных в работодателями, руководителями организация, в случае подачи донором письменного заявления о замене бесплатного питания денежной компенсацией в размере 5% от действующей на дату сдачи крови и (или) ее компонентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, на территории которого совершена донация крови и (или) ее компонентов.